Статья из журнала «Акватерм» №4, 2005
Рассмотренный Верховной Радой и утвержденный Президентом Украины Закон «О теплоснабжении» от 2 июня 2005 г. № 2633-IV определяет основные правовые, экономические и организационные основы деятельности на объектах производства и транспортировки тепловой энергии: теплогенерирующих станциях или установках, тепловых электростанциях, теплоэлектроцентралях, котельных, когенерационных установках, тепловых сетях. Тепловая энергия рассматривается законом как товарная продукция, предназначенная для куплипродажи на рынке. Независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, субъектами договорных отношений на рынке являются физические и юридические лица, занимающиеся производством (теплогенерирующие организации), транспортированием (транспортирующие организации), поставкой (теплоснабжающие организации) тепловой энергии, теплосервисные организации, потребители, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Теплогенерирующие организации, применяющие разные технологии для производства тепловой энергии, обладают равными правами доступа на рынок, а потребитель, при технической возможности, имеет право выбирать (менять) теплоснабжающую организацию. Теплогенерирующим организациям, независимо от организационно-правовых и форм собственности, предоставляется право доступа к магистральным и местным тепловым сетям на условиях выполнения технических условий на подключение.
Законом определяются государственная политика, государственное управление и регулирование в сфере теплоснабжения, где основная задача государства – не контроль над теплоснабжением каждого поселка и района, а создание системы, обеспечивающей координированную работу различных государственных и частных организаций в интересах потребителей. Раздел хозяйственной собственности на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии, существование разных технологий производства, сезонность режимов производства и потребления в течение года, особый статус субъектов природных монополий требуют их взаимной ответственности за качественную поставку тепловой энергии потребителям.
Государственная политика базируется на принципах обеспечения энергетической безопасности страны, государственного управления и регулирования отношений, государственной поддержке и стимулировании, формировании ценовой и тарифной политики, обеспечении защиты прав и интересов потребителей. К государственным задачам отнесены: создание условий для функционирования сферы теплоснабжения на принципах самоокупаемости; содействие развитию конкурентных отношений на рынке тепловой энергии; установление ответственности субъектов теплоснабжения за нарушения законодательства; создание условий для внедрения энергосберегающих технологий; внедрение средств учета и устройств регулирования тепловой энергии. Государственное управление направлено на оптимальное объединение централизованных (мощностью свыше 20 Гкал/ч), частично централизованных (от 3 до 20 Гкал/ч), децентрализованных (от 1 до 3 Гкал/ч) и автономных (до 1 Гкал/ч) систем отопления.
Приоритетными считаются развитие технологий комбинированного производства тепловой и электрической энергии (в том числе и на базе действующих котельных) и использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Государственное регулирование деятельности в сфере теплоснабжения реализуется путем предоставления субъектам предпринимательской деятельности лицензий, а именно: лицензий по производству тепловой энергии и лицензий по ее поставкам. Среди задач государственного регулирования – антимонопольные ограничения в сфере теплоснабжения, запрещающие использование монопольного положения в любой форме.
Государственная поддержка сферы теплоснабжения предоставляется в соответствии с объемами средств, предусмотренными законом о государственном и местных бюджетах на год.
Управление в сфере теплоснабжения на государственном уровне возложено на Кабинет Министров Украины, на местном – на Раду Министров Автономной Республики Крым и местные государственные администрации. Принятый закон определяет их задачи и полномочия. Государственный надзор в сфере теплоснабжения проводит государственная инспекция, к сфере деятельности которой относится надзор за режимом потребления тепловой энергии, а также другие органы, определенные законодательством.
Тарифы на тепловую энергию, определяемые как сумма тарифов на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии, утверждаются органами местного самоуправления. В случаях установки ими тарифов ниже граничного уровня рентабельности, установленного Кабинетом Министров, должен быть предусмотрен механизм компенсации разницы. Расходы на льготы по оплате за потребленную тепловую энергиюотдельным категориям потребителей возмещаются за счет источников финансирования, определенных действующими законами, которые предоставляют соответствующие льготы. В случае задолженности потребителя закон дал право ограничивать или прекращать ему поставку тепловой энергии и взыскивать задолженность судебным порядком.
Регулирование тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую комбинированными установками производства электрической и тепловой энергии, осуществляется Национальной комиссией электроэнергетики Украины, но цены не должны превышать цены на тепловую энергию от других теплогенерирующих объектов на соответствующей территории.
Закон определяет основные направлениями развития систем теплоснабжения: планирование теплоснабжения, разработку и реализацию схем теплоснабжения населенных пунктов, снижение затрат при транспортировании тепловой энергии, повышение сроков эксплуатации трубопроводов, внедрение энергетического обследования состояния систем теплоснабжения в процессе эксплуатации.